«Кризис? Какой кризис?» Сколько Билл Гейтс и другие олигархи заработали на коронавирусе
Последнее издание ежегодного доклада Allianz Global Wealth Report было опубликовано 23 сентября. Отчёт крупнейшего страхового концерна Германии, который занимается частными инвестиционными проектами по всему миру, интересен во многих отношениях.
Один из первых заголовков доклада: «Кризис? Какой кризис?» В нём говорится, что Ковид-19 спровоцировал самую глубокую рецессию за последние 100 лет, но это не оказало негативного влияния на частные активы. Напротив. По состоянию на конец июня 2020 года мировые финансовые активы были на 1,5 процента выше, чем в конце 2019 года, что было вызвано в первую очередь резким увеличением банковских депозитов. Вполне вероятно, что в конце 2020 года частные финансовые активы будут выше, чем в конце 2019 года.
Это очень примечательное заявление. Несмотря на то, что реальная мировая экономика переживает наисильнейший кризис современности, число голодающих людей, нищета и страдания на Земле растут невиданными темпами и в огромных масштабах, частные финансовые активы также растут. Оказывается, кризис столетия коснулся не всех граждан земли одинаково или даже приблизительно одинаково. Богатые мира сего, кажется, даже извлекают выгоду из этого кризиса. Ведь частные финансовые активы находятся в руках сравнительно небольшого числа людей. Согласно докладу Allianz, одному проценту самых богатых граждан мира принадлежат 44 процента мирового богатства, 10 процентам самых богатых – 84 процента.
Так мы переходим ко второму интересному заявлению доклада об активах. Доля глобального богатства, принадлежащая одному проценту населения, с начала тысячелетия выросла с 41 до 44 процентов. Согласно докладу, «видимо, расстояние между супербогатыми и остальным общество на самом деле продолжает увеличиваться».
Это замечательное заявление. Супербогатые всё дальше и дальше отделяются от остального общества. Другими словами, на вершине пирамиды происходит смена власти в пользу супер богатых. Значит, власть концентрируется в руках миллионеров.
Аналогичный признак смены власти в сообществе миллионеров был представлен на сайте inequality.org в июне 2020 года, согласно которому в конце 1980-х годов один процент американцев владел 39 процентами всех акций. К середине 2020 года их доля выросла до 50 процентов. Таким образом, всё больше и больше экономической власти сосредоточено в меньшем количестве людей.
Однако процессы концентрации происходят не только внутри сравнительно большой группы миллионеров, но и внутри сообщества миллиардеров, в котором наблюдается смещение верхушки власти. Как скзано в статье Inequality.org от 31 августа 2020 года, в 1982 году богатейшие 400 американцев США, входящие в тогдашний список Forbes, владели 0,93 процентами американских активов. В августе 2020 года 10 самых богатых американцев владели такой же долей американских активов, или около 853 миллиардов долларов. Таким образом, сегодня 10 граждан США имеют ту же долю богатства, что и 400 в то время, а это означает, что концентрация богатства на верхушке США увеличилась в 40 раз. Здесь мы остановимся и сделаем паузу. С 1982 года наблюдается сорокократное увеличение концентрации богатства, а, следовательно, и власти на верхушке США. Это огромный рост экономической мощи.
И третье заявление доклада концерна Allianz Global Wealth примечательно. В докладе под заголовком «Распределение богатства – разворот тренда» говорится, что в 2019 году число представителей мирового зажиточного среднего класса впервые резко сократилось по сравнению с предыдущим годом – с более чем миллиарда человек до менее чем 800 миллионов. Это впечатляющие цифры. За год – до периода Короны – из богатого среднего класса исчезло более 200 миллионов человек. По словам концерна, основной причиной этого является то, что разрыв в уровне благосостояния между бедными и богатыми странами увеличивается. Бедные страны отстают от промышленно развитых стран по уровню благосостояния. Авторы исследования говорят о развороте тренда с 2016 года, который, скорее всего, будет ещё больше усилен Ковидом-19, так как коронные меры сильнее ударяют по бедным слоям населения мира, и в результате мировая торговля сильно страдает.
Вскользь следует отметить, что Allianz Global Wealth Report ошибочно обвиняет Ковида-19 в кризисе века. Это неправильно. Не вирус, а правительственные принудительные меры погрузили землю в этот глобальный экономический кризис и вызвали все страдания. Как показывает пример Швеции, с вирусом можно было бы бороться по-другому как в политическом, так и в социальном плане. Тогда экономический крах был бы не так уж и плох, как показывает пример Швеции.
Назад к концентрации богатства. Исследование, проведенное Швейцарской высшей технической школой в Цюрихе ещё в 2011 г., показало, что 737 крупнейших акционеров имеют возможность контролировать около трети мирового национального продукта. Треть мирового национального продукта контролируется примерно 737 компаниями – это говорит о том, что эти владельцы обладают достаточно значительной властью. Авторы исследования, однако, добавляют, что фактическая, реальная контрольная власть топ-хозяев в действительности в десять раз больше, чем чистая концентрация благосостояния. Таким образом, 70-80 основных владельцев в мире будут контролировать около трети мирового национального продукта. С тех пор эта контролирующая власть, скорее всего, стала ещё более сконцентрированной, особенно если мы посмотрим на фонды и частных лиц, которые являются владельцами корпораций.
В результате государственных мер в период Короны и уникального мирового экономического кризиса, который они вызвали, миллиардеры стали намного богаче. 643 миллиардера США достигли роста активов на 29 процентов или 845 миллиардов долларов до примерно 3800 миллиардов долларов с 18 марта, т.е. незадолго до начала блокировки в западном мире, до 15 сентября 2020 года. Только 15 самых богатых американцев увеличили свои активы за эти шесть месяцев почти на 50 процентов до 1225 миллиардов долларов.
Олигархи, такие как Джефф Безос, увеличили свои активы на 65 процентов до 186 миллиардов долларов за период Короны. Марк Цукерберг увеличил свои активы на 84 процента до 101 миллиарда долларов за последние шесть месяцев, а Элон Маск почти в четыре раза увеличил свои активы до примерно 92 миллиардов долларов. Элон Маск во время своего визита в Германию летом 2020 года был принят будто он глава государства – хотя никто никогда не избирал его демократическим путём.
Самым известным и, вероятно, самым влиятельным олигархом из всех, однако, по-прежнему остается Билл Гейтс, который увеличил свои активы на 19 процентов до 116 миллиардов за период Короны. Даже олигарх Билл Гейтс никогда никем не избирался демократическим путём. Но его влияние на наши решения в области здравоохранения и на решения в области здравоохранения в мире огромно. Его тоже принимают в Германии, как главу государства, не потому, что он компетентен в вопросах здоровья – а потому, что он обладает огромной капитальной властью. Больше ничего. Это единственная причина.
Поскольку чистая экономическая власть обычно легко переходит во медиальную и политическую власть. Хотелось бы привести цитату социолога Крысманского, который уже хорошо подытожил политическое и социальное влияние крупных денежных сумм в своей книге «0,1 процента – Империя Миллиардеров», изданной в 2012 году:
«Миллиардеры определяют – посредством сетевых фондов и организаций и посредством информационной индустрии – систему образования целых стран; они владеют частными университетами, значительной частью системы здравоохранения, важнейшими газетными, телевизионными и кинокомпаниями. У них есть частные армии. Научные консультанты, стратеги в области искусства и культуры, политики «покупаются», не делая особых различий».
Лауреат Нобелевской премии Джозеф Штиглиц также считает, что демократия находится под угрозой из-за огромного влияния миллиардеров на различные сферы жизни, но особенно на средства массовой информации. Он называет главу своей книги «Цена неравенства» („The Price of Inequality“), опубликованной в 2012 году, «Демократия в опасности». По понятной причине.
Вывод
В последние десятилетия концентрация власти резко возросла. Запрещённые государством принудительные меры по ограничению свободы в период Короны значительно ускоряют этот процесс. Маски падают. В последние месяцы становится всё более очевидным, куда движется политическое путешествие: в олигархию, правление небольшого количества супербогачей, т.е. в денежную диктатуру или финансовый фашизм. Всё больше происходит отмена демократии. И она должна быть упразднена. Потому что для некоторых это очень удобно.
Об авторе
Профессор д-р наук Кристиан Крайсс, 1962 г. рождения, имеет высшее образование и докторскую степень в области экономики и истории экономики Мюнхенского университета Людвига Максимилана. Девять лет профессиональной деятельности в качестве банкира, семь из которых в качестве инвестиционного банкира. С 2002 года профессор Университета прикладных наук города Аален по специальности «Финансы и экономика». Автор семи книг: «Купленная экономика» (Gekaufte Wissenschaft, 2020); «Принцип Мефисто» (Das Mephisto-Prinzip in unserer Wirtschaft, 2019); «Бизнес-менеджмент: скрывать, наживаться, причитать» (BWL Blenden Wuchern Lamentieren, 2019, совместно с Хайнцем Зибенброком); «Реклама – нет, благодарю!» (Werbung nein danke, 2016); «Купленное исследование» (Gekaufte Forschung, 2015); «Запланированный износ» (Geplanter Verschleiß, 2014); «Жажда прибыли» (Profitwahn, 2013). Три приглашения в Бундестаг Германии в качестве независимого эксперта (партии «Зелёных», «Левых» и СДПГ), члена профсоюза ver.di. Многочисленные интервью на телевидении, радио и в журналах, публичные лекции и публикации. Домашняя страница интернета: www.menschengerechtewirtschaft.de